Без рубрикиКультура

Казаки ЮКО вспомнили историю своего появления в регионе

27_03_2-13-mp4_snapshot_00-30_-2017-03-28_18-56-28Культура Южного Казахстана вобрала в себя национальные традиции и колорит многих народов, населяющих наш традиционно гостеприимный край.
Хор областного славянского культурного центра и казаков Шымкента провел отчетный концерт.   Особое место в славянской культуре занимают казачьи традиции и песни. Как известно на территории нашей области казачьего войска не было. Кто они казаки юга, как оказались здесь и как складывалась их судьба разбирался Тарас Луценко.
В 1861 году царь, напуганный народными волнениями, отменяет крепостное право. Огромная масса крестьян ринулась через Уральский хребет в поисках свободных земель. На каждого члена семьи «мужеска полу»,  как говорят официальные данные, было положено по 3 десятины плодородных земель. Тем самым царские власти решали два основных вопроса:  разгружали перенаселенные Оренбургскую, Астраханскую, Воронежскую, Полтавскую губернии, земли Войска Донского и закреплялись на вновь присоединенных землях казахов. Так возникли многие поселки, по сей день по привычке называемые Белые Воды, Ванновка, Георгиевка. По данным Скрылева, в Чимкентском уезде насчитывалось 18 крестьянских селений, образованных с 1889 по 1899 год. Они состояли из 1189 хозяйств с населением 8062 человека.27_03_2-13-mp4_snapshot_00-01_-2017-03-28_18-55-52

«Как описывает эти события Степан Бабенко в своей книге, написанной к 100-летию Белых Вод среди первых переселенцев, прибывших сюда, были Демьян Безруков, Иван Малиев, Павел Сухинин, Георгийи и Афанасий Гончаровы, Логинов, Паченко, Василий Цибуля, Шершнев, Волочаев, Евтухов, Григорий Сильченко, Кривоносов, Шкарупатов, Петр Бабенко»,- утверждает жительница Белых Вод Татьяна Бабенко.

В центре села в 1914 году на пожертвования и казенные деньги были построены церковь, почта школа и поповский дом. В здании церкви сейчас располагается районный дом культуры, а в бывшей школе районный отдел образования. Дом местного священника не сохранился, но рядом растет дуб — молчаливый свидетель тех времен. Среди местных ходит легенда о том, что его посадил некий русский офицер.

«Наш прадед Иван  Шкарупатов с зятем Петром и дочерью Натальей, решив попытать счастья, распродав все что уцелело от пожара, в котором погибла вся семья, попрощался с братьями Митрофаном и Иосифом, жившими в станице Краснокутской, взяв горсть земли с могилы отца — атамана войска Донского, Георгиевского кавалера Федора Шкарупатова двинулся на восток за Уральский хребет».

Татьяна Михаиловна рассказывает, что в 1902 году ее прадед Иван Шкарупатов и Демьян Безруков, получив от генерал-губернатора Туркестанского края права на наследованное пользование землей с семьями, переселились на слияние Машата и Арыси, положив начало Богословке — ныне поселок Машат. С приходом Советской власти в период начала коллективизации ее отца Михаила Бабенко позвали в колхоз, но он ночью угнал гурт племенных лошадей в степь и раздал их голодавшим в то время кочевникам. Власти разыскивали его и спасли его от расстрела друзья Османоучи из Карабулака и местный Мынбай, именем которого назван аул недалеко от бывшей Богословки. В семье также передается молодым и история, опубликованная в газете Южный Казахстан о том, как женщина Ултуган, похоронив свою новорожденную дочь, грудью выкормила младшего сына Михаила и Марии Бабенко Федора.

Хор славянского центра и казаков Шымкента многонационален, что привносит в его творческую жизнь особый колорит. Члены коллектива помимо сбора культурного наследия занимаются и просветительской работой, объясняя молодежи, что у славян общего и в чем отличие.

«Славянские народы все родственные, а традиции все разные. В северной России своя манера исполнения песен, в центре своя, южане в речевых оборотах выделяют букву «г», ну, а казаки это боевой народи — песни у них нередко о войне хоть веселые, хоть лирические»,- делится  руководитель южноказахстанского областного филиала русских славянских и казачьих организаций Казахстана Юрий Кирюхин.

 Этноним «казак» перешел славянам от тюрков и означает он так же как и слово казах — свободный конный воин. К казакам от казахов перешла и ногайка — плетка, название которой у казаков ассоциируется с казахским родом и еще многое то, что впитали потомки первых переселенцев. Вспоминая истории  предков задаешься вопросом кто мы в большей степени казаки или казахи, говорит наша героиня Татьяна Бабенко.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите комбинацию клавиш Shift + Enter или нажать здесь

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...
Close