Китайский городок в Тюлькубасском районе, что это: фантазия местных жителей или факт? Близлежащие поселки Абай и Балыкты полнятся слухами, что закрытое от посторонних глаз поселение имеет свою школу и больницу для полутора тысяч иностранных семей, прибывших из Китая. Накануне на особо охраняемый объект, принадлежащий Казахстанско-Китайской компании «Азиатский газопровод» не могли попасть и журналисты, информация об этом сразу же появилась на одном из казахстанских веб-ресурсов. Ответ со стороны компании поступил незамедлительно. Руководство филиала организовало пресс-тур для представителей четвертой власти.
Основная миссия компании «Азиатский газопровод» — транспортировка по территории Казахстана газа из Туркменистана в Китай, рассказывает директор ЮКФ компании «Азиатский газопровод» Бахадыр Нарымбетов. Бывший заместитель акима города, политолог по образованию, совсем недавно в новой должности. Это он решает первым развеять слухи об экологической угрозе для местного населения и китайской экспансии. Стоимость международного проекта 36 млрд. тенге, и он наполовину принадлежит Китайской Народной Республике. Поэтому присутствие здесь китайских специалистов не обсуждается. Однако их всего 2 % от общего числа работающих — это 17 инженеров 1 и 2 категории.
«Никто из них не принял гражданство Казахстана, среди них никто не женился и не вышел замуж за гражданина Казахстана, я не видел и не слышал даже о какой — либо симпатии казахстанских девушек по отношению к гражданам Китайской республики. Все они находятся здесь временно, согласно контракту, 90 дней, без семьи и детей»,- утверждает директор ЮКФ ТОО «Азиатский газопровод» Бахадыр Нарымбетов.
Найти иностранных работников в поселении оказалось не так-то просто. Многие из них, по словам руководства, — откомандированы. Обойдя территорию городка, жилые помещения и столовую, нам удалось побеседовать лишь с одним представителем китайской стороны. 33-летний Ван Яу Син — инженер-энергетик, живет в городке уже год. К здешнему климату и еде Ван Яу уже привык. Однако, тесного общения с казахстанскими коллегами ему не позволяет не только языковой барьер, но и особенности национальной политики.
— Почему именно сюда решили приехать?
— Так они не могут выбирать,- уточняет за китайского сотрудника директор предприятия.
— Так было нужно по работе, поэтому и приехал,- объясняет журналистам уже сам китайский инженер.
Самая низкая зарплата у водителя — 200 000 тенге, а вот оплата труда иностранцам осуществляется исключительно китайской стороной, утверждает директор. На компрессорной станции трудятся преимущественно молодые специалисты. 28-летний диспетчер Болат Туржанов, прибыл в село Балыкты из Тараза. Живет в городке уже 4 года.
» Я в эту компанию стремился с 2010 года попасть, в 2010 году диплом получил, в связи с этим я смог устроиться, прошел собеседование и устроился в эту фирму. Работа тяжелая, но можно привыкнуть к этому, потому что 12 часов мы работаем, полностью контролируем. Ответственная работа, самое главное»,- рассказал в интервью диспетчер станции Болат Туржанов.
К слову о безопасности самой компрессорной станции. Здесь применяются газоперекачивающие агрегаты компании Rolls-Royce, объект имеет многоступенчатую систему защиты от утечки газа. Директор филиала Бахадыр Нарымбетов считает, беспокойство местных жителей беспочвенным. Уж, кто и выигрывает от этого международного проекта, так это Казахстан, — заверяет директор филиала. За полгода предприятие принесло казне 5 млрд. тенге, и это только имущественный налог. Не считая дохода от транспортировки газа из третьих стран транзитом через территорию страны.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите комбинацию клавиш Shift + Enter или нажать здесь